Принято на педагогическом совете
УТВЕРЖДАЮ:
Протокол № 1 от 26.08.2022г
Заведующий_________________________
/О.Д.Филиппова/
Приказ № 45/1 -а от 26.08.2022г
Рабочая программа
дополнительного образования в МДОУ
по науке и естествознанию
«Экологическая Студия»
Составили:
Заведующий - Филиппова О.Д.
Педагог-психолог Викулова О.Н.
Воспитатель – Сафонов В.А.
Воспитатель – Шаврина Е.И.
г.п. Будогощь
2022г.
2
Срок реализации 1 год.
1.Пояснительная записка
Помните, взрослые, помните, дети !
Помните - что красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни
- ПРИРОДА!
В настоящее время вопросы экологии , уважительного отношения к природе вышли
на первый план не только в нашей стране , но и во всем мире. Решение экологических
проблем - это одна из важнейших проблем нашего века. Если человечество в будущем не
станет бережно относиться к природе, оно погубит себя. Незнание правил поведения в
природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий приводят к
проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по
отношению к ней. Такой экологически безграмотный человек мало того, что не может
защищать природу и помогать ей, так ещё и разрушает её. Экологическое воспитание
необходимо начинать с раннего возраста, так как время дошкольной жизни – это важный
этап формирования личности человека. В этот период должно закладываться позитивное
отношение к природе и окружающему миру, формируется экологическое сознание,
понимание того, что Земля – наш общий дом и человек должен его беречь.
В наше время недостаточно , чтобы ребенок просто был знаком с растительным и
животным миром. Важно формировать у детей новое экологическое мировоззрение.
Учить овладевать умениями ,направленными на сохранение природы, правильно вести
себя на природе, экономно использовать природные ресурсы. Нормы и правила, которые
ребенок освоит в дошкольном детстве, должны стать прочными убеждениями в будущем.
Для решения этих задач нами разработана программа
воспитанию для детей 5-6 лет.
по экологическому
2. Целью программы является:
1. Формирования представлений экологического содержания, отражающих взаимосвязи в
природе, место и роль человека во взаимоотношениях с природой.
2. Создания условий для становления основ экологического сознания у старших
дошкольников; в основе сознания - ценностное отношение к миру, взаимосвязь природы,
человека и его деятельности.
Задачами Программы являются:
1. Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной
системы;
2. Формировать первоначальные навыки грамотного и безопасного поведения ребенка в
природе;
3
3. Развивать умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями,
предвидеть последствия действий человека в окружающей среде; 4. Воспитывать
бережное и заботливое отношение ко всему живому.
Обучение по программе рассчитано на один год и предполагает обобщение и
систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических
знаний.
В программе материал выстроен от элементарного к сложному. Ребенок получает знания
об окружающем мире, представленные на элементарном уровне с последующим
усложнением. Усложнение содержания идёт за счет установления различных связей и
зависимостей между объектами природы.
Программа построена на принципах:
Научности - отобранные знания четко определены и не могут быть опровергнуты;
Доступности - материал доступен пониманию ребенка, он может увидеть связь организма
и среды, выделить признаки и свойства живого организма, установить причинноследственные, временные и функциональные связи в природе;
Конкретности - объем знаний увеличивается, знания конкретны (нельзя давать неверные
ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких
насекомых «букашками», все водные растения водорослями).
Основной принцип - принцип наглядности - позволяет показать природу во всем ее
многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях; позволяет
формировать наблюдательность.
Материал программы и пособия ориентированы на развитие самостоятельности ребенка в
познании природы.
1. Структура экологически развивающей среды
№ п/п
Функциональный центр
содержание
1
Опытно-исследовательская
лаборатория:
Емкости для экспериментирования; подносы
на каждого ребенка; лупы; материалы для игрэкспериментов с водой, льдом, снегом;
материалы для игр-экспериментов с магнитом,
стеклом , резиной; материалы для игрэкспериментов с бумагой; земля , глина ,
песок; карточки-схемы для фиксации опытов;
фартучки; песочные часы, весы и др.
экспериментирование;
лаборатория «Наураша в
стране Нурандии»;
Картотека конспектов и игр – экспериментов
для лаборатории
4
Комнатные растения, требующие разных
способов ухода; календарь погоды и
фенологический
календарь;
схемы
с
изображением погодных явлений; модели
эколого-систематических
групп;
дидактические игры о природе; схемы
экосистем и различных сред обитания
(наземной, воздушной, водной); картинки и
уголок природы;
иллюстрации к разделу «Мир природы»;
дидактическая
панель книги об обитателях уголка природы;
«Сказочное дерево»
природоохранительные и запрещающие знаки;
материалы для ухода за растениями;
природный материал; схемы фаз жизненного
цикла растений и животных; схемы способов
ухода и размножения растений; гербарий
цветов, лекарственных растений;
красная
книга природы.
Экологическая тропа
(территория д/с)
Видовые точки: «Птичья Столовая», «встреча
у колодца», «Экостанция ученого Крота»,
«Лягушкино озеро», Теремок, «На мельнице»
Дидактическая
игра
«Сортировка»,
«Экологические
истории
АЛМА»,игра
Дидактическая
панель
«Времена года», магнитные рамки для
«Познаем окружающий
графика роста растений, график полива,
мир» ;
игровой блок «Крестики нолики», дид. Игра
«Собираем грядку», познавательная игра «От
семян к плодам»,игра «Погода за окном»,
магнитно- маркерная доска
Комплекс
«АЛМА
Тематическое интерактивное программное
Экология»;
обеспечение «АЛМА Экология».
Интерактивный центр:
Интерактивный глобус
Картотека игр и конспектов для работы с
глобусом
Звуковая панель «Звуки
Игры со звуковой панелью
воды»,
Творческий центр:
стена творчества;
Музыкальнотетрализованный уголок
Картины - пейзажи, натюрморты;
Картотека поделок из бумаги « Природа в
оригами»;
Поделки из природного материала;
Предметы декоративно
– прикладного
искусства: игрушки из бересты, глины, дерева,
соломы и других природных материалов.
Различные виды театра;
подбор произведений для слушания о природе
5
(времена года, голоса птиц и т. д.);
альбом песен и стихов о природе;
2. Программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное
изучение и обобщение материала по 4 блокам.
Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом
имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.
блок - "Растительный и животный мир» - предусматривает ознакомление детей
дошкольного возраста с природными особенностями Ленинградской области, обобщение
и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках Ленинградской области.
Блок направлен на:
Воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им
как живым существам;
Понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в природе и в жизни
человека, необходимости защищать не только их самих, но и места обитания;
Формирование представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном
природном доме;
Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «домов»,
местообитаний.
Обучение правилам поведения по отношению к животным во время пребывания на
природе.
Итоговые мероприятия: Экскурсия в парк к ФОКУ; на речку; путешествия по
экологической тропе.
блок - "Научная цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии » направлен на то, чтобы познакомить детей дошкольного возраста с основными понятиями
живой и неживой природы через экспериментальную деятельность с помощью « Научной
цифровой лаборатории Наураша в стране Наурандии » ;
формирование целостной картины мира и расширение кругозора; развитие познавательноисследовательской деятельности, мышления, восприятия, внимания и памяти.
блок "Знай, люби и сохраняй"- направлен на формирование знаний детей об
особенностях живого мира: воспитание бережного, эмоционального отношения ко всем
лесным жителям;
представление о том кому нужен лес, о заповедниках, о работе лесника, о красной книге;
знакомство с разнообразием перелетных и зимующих птиц, которые обживают наши
леса;
Итоговые мероприятия: Экологические игры, театрализованные сценки, просмотр
мультфильмов, размещение на досках объявлений поселка листовок: «Береги природу
родного края!», Путешествия по миру с интерактивным глобусом, встреча с Лесничим.
V блок "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!" – направлен на формирование
представлений о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на
человека, осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу;
экономного использования воды в быту, преодоление потребительского отношения к
природе через формирование потребности и желания жить в гармонии с ней.
6
Итоговые мероприятия: Экологическая сказка «Приключение капельки»; Конкурс
экологических плакатов «Защитим нашу планету».
V блок. Путешествие по экологической тропе (летний период)
3. Формы и методы работы.
В программе предусмотрено использование разнообразных форм работы с детьми:
4.
Экологические занятия;
Экологическая тропа;
Экологические экскурсии;
КВН, викторины;
Обсуждение и проигрывание ситуаций;
Зеленый патруль;
Экологические выставки и экспозиции;
Экологические игры;
Экологические сказки.
Работа на интерактивном комплексе;
Развивающие игры с интерактивным глобусом;
Игры со звуковой панелью «Звуки воды»;
Экспериментирование с «цифровой лабораторией Наураша в стране Наурандии »
Планируемые результаты освоения программы:
Первый уровень:
Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной
положительной направленности. Отношение ситуативное. Дети наряду с отдельными
позитивными действиями могут проявлять
к объектам небрежность, и даже
агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно могут
присоединиться к неправильному поведению других. Представления о природных
объектах и их существенных свойствах поверхностны, часто неадекватны. Дети в целом
понимают , что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают почему.
Второй уровень: Дети в целом проявляют к природе положительное отношение. У них
сложились некоторые существенные представления о живом. У конкретных животных и
растений выделяют признаки живого. Замечают нарушения правил поведения в природе,
мотивируют необходимость их соблюдения. У ребенка сформированы некоторые умения
ухода за живыми существами. Знают и называют правила поведения в природе, но на
практике это расходится с действиями.
Третий уровень:
Знают правила поведения в природе; имеют представление о животном и растительном
мире; видах птиц своего края; различных природных объектах (река, луг, лес,
заповедник); полевых и комнатных цветах (3-4 вида); о недрах Земли.
Дети имеют представление об экологически безопасном поведении в природе; значении
природы в жизни человека; Могут делать выводы, устанавливать причинно-следственные
связи;
Дети знают о значении таких природных явлениях как вода, воздух и солнце в жизни всех
живых объектов природы; Склонны наблюдать, экспериментировать, проявляют
любознательность.
Дети имеют представление о работе эколога , лесника.
7
8.Тематический план организованной образовательной деятельности:
№ Наименование разделов, блоков, тем Срок проведения Материал к занятию
п/п с указанием цели
(месяц, неделя)
Источник
метод.
литературы, Интернетресурса
блок «Растительный и животный мир Ленинградской области»
1.
«Знакомство с экологической 1 неделя сентября
студией» - познакомить детей со
студией, дать понятие что такое
экология? Зачем она нужна людям?
Знакомство с профессией эколога.
2 неделя сентября
«Лес - многоэтажный дом» - 3 неделя, сентября
сравнительный
рассказ
о
деревьях, кустах, травянистых
растениях.
Цель:
воспитывать
бережное
отношение к растительному миру и
его обитателям, способствовать
развития у детей умения составлять
сравнительные
рассказы
о
растительном мире
2. «Экологические цепочки в лесу»
4 неделя, сентября
Цель:
способствовать
формированию
у
детей
представлений
о
взаимосвязи
обитателей леса - растений и
животных, их пищевой зависимости
друг
от
друга.
Воспитывать
бережное ,рачительное отношение
ко всему живому на Земле,
закрепить правила поведения в лесу.
3. «Главный человек в лесу»
1 неделя октября
Цель: Формировать у детей
представление о труде лесника, его
экологическом значении,
1. как лесник заботится о лесе» познакомить с профессией лесника,
воспитывать бережное отношение к
природе , вызвать уважение к
профессии лесника.
4.
2 неделя октября
«Глобус — модель Земли»
Цель: Обобщить знания детей о том,
что планета Земля — это огромный
Экскурсия по студии
Конспект, плакат
Конспект,
плакаты
«Лес
многоэтажный
дом», Дидактическая
игра «Кому нужны
деревья» - карточки
животных,
птиц,
насекомых.
Слушание: пение птиц,
шум деревьев, крик
животных.
Конспект, плакат цепи
питания, дид.игра «Как
человек
использует
землю , воду, растения,
животных»
Игра «Что можно , что
нельзя» по правилам
поведения в лесу
Конспект, презентация
Плакат по теме
.
Конспект,
интерактивный глобус
8
шар, а глобус — модель Земли.
Познакомить
детей
с
двумя
полюсами Земли — северным и
южным. Дать понятие, что такое
Мировой океан.
Уточнить знания о своем краемалой
Родине,
Родине,
их
географическом местоположении.
Прививать патриотические чувства,
любовь ко всему живому.
5.
6.
3неделя октября
«Кто где живет и почему?»
Цель: познакомить с обитателями
севера, жарких стран, России и
средами их обитания
4 неделя октября
«Мы крутим глобус»
Цель: способствовать закреплению
полученных знаний, воспитанию
любознательности;
расширять кругозор учащихся,
развивать память, мышление,
внимание, стремление узнать новое;
развивать познавательный интерес к
природе, воспитывать любовь к
окружающему миру, к нашей
планете и потребность в сохранении
природы.
Интерактивный глобус
Жалобная книга «Животных и 1 неделя ноября
растений» - Познакомить с опасным
мусором для животных и растений.
Воспитывать любовь к животным и
растениям, желание помочь им .
Конспект,
Комплекс
«АЛМА Экология»;
Конспект презентация,
интерактивный глобус,
пустой
трафарет
глобуса, бумага, клей.
Картина 3 «Мусорит
человек - страдают
все»,
Картина
4
«Рубить
лес
надо
правильно»
Плакат «Зачем пилят
деревья»
«Связь
живой
и
неживой 2 неделя ноября
природы»
Цель: способствовать расширению и
представлению о связи живой и
неживой природы; воспитывать
желание сохранять и оберегать
природу.
3 неделя ноября
«Все на Земле нужны»
Цель - способствовать развитию у
детей
эмоциональноположительного , экологически
Конспект
презентация.
–
Конспект, картинки с
животными,
9
правильного отношения к внешне
непривлекательным
животным
(симпатии, сочувствия, желание
строить взаимоотношения с ними на
гуманной
основе);
понимание
ценности жизни, значимости живых
существ.
блок: «Научная цифровая лаборатория Наураша в стране Ноурандии»
7.
Температура «Такая волшебная 4неделя ноября
вода»
Цель: расширять представления о
свойствах
воды,
вода
может
переходить из твердого состояния в
жидкое и наоборот, развивать
умение устанавливать причинноследственные связи.
8.
«Путешествие в морское царство 1неделя декабря
Цель: формировать представления о
воде и о том, что она составляет
часть всех живых организмов
9.
Температура «Почему изменился
воздух и откуда взялся северный и
южный ветер» Цель: дать детям
представление, что воздух может
менять температуру, познакомить
детей с причиной возникновения
ветра, почему нельзя вырубать леса?
10. «Чем богаты недра земли».
2 неделя декабря
Цель: способствовать развитию
представлений детей о природных
богатствах недр Земли, расширять
представления детей о свойствах
глины, песка и камней, керамзита
11. Электричество «Батарейка»
3 неделя декабря
Цель:
познакомить
детей
с
получением
электричества
с
помощью батарейки, дать понятие
опасные отходы, как утилизировать
б/у батарейки
Свет. «Что дает нам свет?»
Цель: формировать представление
об искусственных и естественных
1 неделя февраля
Конспект
Цифровая
лаборатория Наураша,
плакат
круговорот
воды
в
природе.
Отрывок
из
мультфильма «Умка»
Конспект,
картина
№
7
«Недостаток питьевой
воды – наша общая
проблема»
Конспект
Цифровая
лаборатория Наураша,
Конспект стр.161
Конспект
Цифровая
лаборатория Наураша;
экологические советы
Умки
батарейка
Комплекс
«АЛМА
Экология»;
экологические сказки,
акция
«Плохая
батарейка»
Конспект
Цифровая
лаборатория Наураша,
10
источниках света.
КВН
игра
«Мы
– 2 неделя февраля
экспериментаторы»
Цель: развивать познавательную
активность детей путём создания
проблемных ситуаций и их решения
блок «Знай, люби и сохраняй!»»
Конспекты Цифровая
лаборатория Наураша,
12. «Заповедник
Ленинградской 3 неделя февраля
области» Цель: познакомить с
понятием «заповедник»
конспект
13. «Лес – наше богатство» Цель: 4 неделя февраля
раскрыть
познавательное,
оздоровительное,
практическое,
эстетическое значение природы в
жизни людей.
Конспект
,
плакат
«Зачем люди ходят в
лес»,
Экологические
игры.
16
«Человек – часть живой природы» 1 неделя марта
Развивать
представления
,что
человек так же как и растения,
является частью живой природы,
воспитывать желание заботиться о
братьях наших меньших
«Красная
книга».
Цель: 2 неделя марта
познакомить с редкими видами
растений
и
животных
Ленинградской области
конспект
3 неделя марта
« Сделай планету чище »
Цель:
учить
детей
правилам
общения с природой, объяснить
значение раздельного сбора мусора.
Интерактивная панель,
игра «Сортировка»
«Охранять
природу
-значит 4 неделя марта
охранять Родину» (Литературномузыкальная композиция)
Конспект,
подборка
музыкальных
произведений, стихов
Экологические
«Субботник»
советы
Умки 1 неделя апреля
Конспект
,
макет
красной
книги,
презентация
редких
видов животных и
растений .
Комплекс
«АЛМА
Экология»; картина1
«Чистота планеты –
дело каждого»
Игра «Алгоритмика»,
«Арифметика
V блок «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
2 неделя апреля
«Путешествие капельки»
Цель: закрепить знания детей о
значении воды в жизни растений,
Конспект , Лепбук
11
животных и человека.
Экспериментирование с водой «Как
воду сделать чистой»
17. "Где в природе есть вода?»
3 неделя апреля
18
«Чистый воздух и вода – богатство 4 неделя апреля
нашей страны.»
Цель:
воспитание
бережного
отношения к чистоте воздуха и воды
Интерактивный глобус
Панель «звуки воды»
Конспект,
Комплекс
«АЛМА
Экология»;
картина 6 «Вредные
выбросы
разрушают
наше небо»
растет 3 неделя мая
Дидактическая панель
«Познаем окружающий
мир» посадки, дневник
наблюдений
за
посадками
3 неделя мая
«Солнце – большая звезда»,
Эксперимент «На солнышке
теплее»
Цели:
развивать у детей элементарные
представления о Солнечной системе,
дать представление о Солнце как о
звезде и планете;
познакомить детей с понятиями
света и тени, показать значение
разного освещения в жизни растений
и животных; дать представление о
том , что солнце является
источником тепла
V блок . Путешествие по экологической тропе
Конспект,
Конспект
Цифровая
лаборатория Наураша;
19. Экспериментрастение»
«Как
Видовая точка.
природы»:
«По
следам 2 неделя июня
Цель:
познакомить
детей
с
экологической тропой, маршрутом и
остальными видовыми точками
Материал
экологической видовой
точки, конспект
«Альпийская
горка»
Цель: 2 неделя июля
знакомство с растительным миром,
правилами высадки и ухода за
растениями на клумбе, экспериментнаблюдение: высадка настурции,
календулы
Материал
экологической видовой
точки,
конспект,
семена или рассада
цветов,
лопатки
,
леечки с водой
«Птичья 3 неделя июня
Материал
экологической видовой
точки,
конспект,
использование
интерактивного
Видовая
столовая»
точка.
Цель : погрузить детей в мир птиц
изучения их жизнедеятельности и
12
глобуса
кормления. Воспитывать желание
наблюдать за птицами, закрепить
названия птиц , которые живут у нас
в лесу, какие из них прилетают в
столовую?
Видовая
колодца»
точка.
«Встречи
у 4 неделя июня
Цель: получение базовых знаний о
круговороте воды в природе и о ее
важности для жизни всего живого,
воспитывать бережное отношение к
воде,
рациональному
использованию.
Материал
экологической видовой
точки, конспект, плакат
круговорот воды в
природе .
1 неделя июля
Материал
экологической видовой
точки, конспект,
3 неделя июля
Материал
экологической видовой
точки, конспект,
«Лягушкино 4 неделя июля
Материал
экологической видовой
точки,
конспект,
интерактивный глобус
Видовая точка «На мельнице»
Цель Знакомство с насекомыми их
жизнью, приспособлению к среде
обитания , как растения связаны с
насекомыми,
обучение
изготовлению
насекомых
из
бросового материала
Предварительная работа:
чтение литературы
В.Бианки
«Путешествие
муравьишки»,
«Муравейник
зашевелился»;
К. Паустовский «Похождение жука
носорога»,
рассматривание
картинок, наблюдения в природе
ит.д.
Видовая точка ,. «Теремок»
Цель изучение лесных жителей на
примере красочных макетов диких
животных, обитающих в лесах
региона.
Видовая
озеро»
точка
.
Цель : получение знаний о фауне
озер, рек и болот региона с
помощью макетов, познавательных
стендов и интерактивного глобуса.
Видовая
точка
ученого Крота»
«Экостанция 1 неделя августа
Материал
экологической видовой
13
Цель: Обучение детей осознанному
потреблению
и
правилам
раздельного сбора мусора на
примере
точки, конспект
Литература:
«Учитель» Волгоград 2008 г , О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в
дошкольных образовательных учреждениях»- 2-е изд.,.;
Е.А.Шутяева Наураша в стране Наурандии , цифровая лаборатория для дошкольников и
младших школьников, методическое пособие для педагогов, ЮВЕНТА, Москва 2016г;
Наураша в стране Наурандии Методическое пособие, практическое руководство, Самара
СВЕТОЧ, 2015г;
«Учитель», 2002. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе
обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. –
Москва, 1981г.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
Экология. – Воронеж, 2005.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология
экологического образования дошкольников. // дошкольная педагогика. 2006 г. № 3, стр.23.
Газина О.М., Фокина В.Г. Организация диагностической работы по экологическому
образованию в ДОУ. // Управление ДОУ. 2005. № 2, стр.67.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера»,
2001. Елкина Н.В., Мариничева
О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль.: «Академия развития», 1996.
Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с
окружающим миром. – М., 2006.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.
– М.: ТЦ Сфера, 2005.
Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников.
Москва, Сфера, 2006г.
Как знакомить дошкольников с природой. /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.:
Просвещение, 1978.
Лучич М.В. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов. - М.:
«Просвещение», 1973.
Молодова. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996. С.Н.Николаева
Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с
детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.
Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. –
М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Педагогическая диагностика по программе «Развитие».
Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст. – М., 2000.
Программа «Любознайка» (мир растений, мир животных). – Самара, 1992.
Ривина Е.К. Особенности занятий по ознакомлению детей с окружающим миром. //
Детский сад от А до Я. 2006. № 2, стр. 27.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
14
Рыжова Н. Песок, глина, камни. // Дошкольное воспитание. 2003. № 10, 11
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. // газета «Дошкольное
образование» 2004. №№ 14-21.
Савенков А.И. Эксперимент в образовательном учреждении. // Детский сад от А до Я.
2006. № 3. стр.4 Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников. //
Дошкольное воспитание. 2004. № 7, стр. 21.
Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк.
образоват. учреждений /В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002.
Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.
15
Приложение к рабочей программе .
Конспект ОД в старшей группе. Тема: «Наш дом - природа». Воспитывать бережное
отношение к природе и ее обитателям; Воспитывать любовь к природе и учить
правильному поведению в природе; Совершенствовать умения детей выразительно
читать стихи; Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия
человека с природой; Развивать творческие способности Оборудование: картинки с
изображением живой и неживой природы, запись фонограмм «Голоса птиц» , «Журчанье
воды» , загадки, стихи, краски, цветные карандаши, лист ватмана с цветным фоном.
Предварительная работа: просмотр презентаций о природе, видеофильма «Охраняйте
природу!» Ход занятия: Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки,
посмотреть на рядом стоящего ребенка и улыбнуться. Воспитатель : ребята, давайте
внимательно посмотрим в окно. Что мы там видим? Ребята : деревья, траву, дома,
солнышко, на небе облака, летают птицы, ходят люди, едут машины. Воспитатель : А
если мы пойдем летом в лес, что мы там увидим? Ребята : много разных деревьев, зверей,
птиц. В лесу растут ягоды и грибы. Летают бабочки. По траве ползают насекомые.
Воспитатель : Скажите, вам нравится гулять пол лесу? Почему? Ребята : В лесу летом
прохладно, поют птицы. Можно собирать грибы и ягоды, отдыхать и дышать свежим
воздухом. Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что
вы находитесь в летнем лесу или на берегу реки. Представьте себе увиденное.
Воспитатель : Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа » Что
такое природа? Ребята : Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы… Воспитатель
: А что нельзя назвать природой? Ребята : То, что сделано руками человека. Воспитатель :
А сейчас мы с вами поиграем в игру « Природа не природа» . (Предлагаю ребятам
подойти к столу и выбрать по одной картинке, сказать к чему относится.) Набор картинок
: Собака, дом, лошадь, дерево, машина, ручка, карандаш, жук, небо, облако, солнце, стол,
стул, компьютер, планшет, телефон, лиса, волк, ягоды, груша, огурец и т. д. Воспитатель :
Значит, ребята, «природа» - это то, что существует без помощи человека. А «не природа»
- это то, что сделано руками человека. Есть ли в природе машины? Нет, значит,
автомобиль – это «не природа» , а вот лошадь или верблюд, также помогают человеку
передвигаться – уже природа. Почему? Животных человек просто приручил, превратил в
домашних, но они и без него существовали на земле. Машину же он сделал сам. Человек
часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу» . А сейчас я предлагаю
вам поиграть в игру «На что похоже» . (Вертолет на кого похож – на стрекозу, подводная
лодка – на кита, автомобиль – на лошадь, самолет – на птицу.) Воспитатель : Давайте с
вами пройдем на коврик. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира :
мир живой и мир неживой природы. Предлагаю поиграть в игру «Живая и неживая
природа» . Живая природа – поднять руки вверх и помахать, а неживая – замереть.
(воспитатель называет слова) Воспитатель : Чем отличается неживая природа от живой
природы? Ребята : предметы не живой природы не питаются, не дышат, не растут, не
размножаются, не умирают. Воспитатель : А сейчас пройдем с вами за стол и выполним
задание. У каждого из вас картинка, на ней изображен предмет. Около каждой картинки
16
есть квадратик. Возле предметов «не природа» закрашиваем красным цветом, а если
«природа» - зеленым. Воспитатель : Предлагаю детям пройти на коврик и сесть. Наш
дом- природа. Раньше единственным домом для человека была природа. Человек не мог
строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время,
и человек научился многому : строить дома, летать на самолете и даже в космос. Но все
равно единственным домом для человека остается природа. Почему человек не может
жить без природы? Ребята : Почему что человек не может прожить без воды, солнца,
растений, животных. Воспитатель : Природа – наш общий дом. Как жить в таком
многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе?
Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Люди
смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а мне
разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача –
хранить жизнь, а не убивать, не мучить никого. Воспитатель : Люди сами выбирают, как
им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными,
можно учиться строить, а можно научиться ломать. Надо стараться сохранять мир и
жизнь вокруг нас. Это наша первая задача. Коллективная работа. Изготовление плаката
По количеству детей нарезать карточки разного размера. На одной из сторон карточек
написать загадки. На другой стороне дети рисуют ответ к загадке. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят : Ваню земляникой, Таню костяникой, Машеньку орешком, Петю
сыроежкой, Катеньку малинкой, Васю хворостинкой! У кого из зверей Хвост пушистее и
длинней? Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай попала, кур пересчитала. Лежала
между елками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. Кто с
высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек Промелькнул,
как огонек? Водяные мастера, строят дом без топора. Не шагом ходит, не бегает, а
прыгает. (Лягушка.) Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи : Дружно маленькие
точки Строят дом себе на кочке. (Муравьи.) Бежит по ладошке быстро и ловко В точечках
черных. (Божья коровка.) Он живет на кружевах, Он на мух наводит страх, И хотя не
осьминог, Но имеет восемь ног. (Паук.) Ходит хмурый и голодный? За деревьями,
кустами, Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало. Нет ни дыма, ни
пожара. Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке
снеговой. (Медведь.) Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе.
Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. Под сосною у дорожки Кто стоит среди
травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы. Ответ : Гриб Ты весь мир
обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все. Очищают
воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут. Ответ : Цветы Птичка с
юга прилетела, У окна на ветку села, Чтобы с нами рядом жить, Что ей надо срочно
свить? (Гнездо.) Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком Он поделится медком. (Пчела.) На большой цветной ковер Села эскадрилья - То раскроет,
то закроет Расписные крылья. (Бабочки.) Кто осенью холодной После того, как дети
закончат работу, проверить правильность ответов и вырезать рисунки. Затем под
руководством воспитателя дети приклеивают свои вырезанные рисунки на лист ватмана с
цветным фоном. Фоновою окраску сделать голубого цвета, как цвет неба, и зеленого- под
цвет травы. Чтение стихотворения. Живой букварь Нас в любое время года Учит мудрая
природа: Птицы учат пению. Паучок – терпению, Пчелы в поле и в саду Обучают нас
труду. И к тому же, в их труде Все по справедливости; Отражение в воде Учить нас
правдивости. Учит снег нас чистоте, Солнце учит доброте, Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом И взамен ни у кого Не попросит ничего! У природы круглый
год Обучаться нужно. Нас деревья всех пород, Весь большой лесной народ Учат крепкой
17
дружбе. Помните! Природа – наш друг, и наша жизнь зависит от ее сознания. Мы должны
беречь и охранять природу.
Конспект познавательно-образовательной деятельности детей подготовительной к
школе группе «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательноисследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с
профессией эколога». Задачи: Создать условия для расширения представлений ребенка о
разнообразии видов профессий, их назначении. Выяснить уровень сформированности у
детей знаний об экологии, о посильной помощи, которую дети могут оказать
окружающей среде; воспитывать экологическое мировоззрение. Способствовать
развитию познавательной активности детей, любознательности, наблюдательности.
Создать условия для побуждения детей к высказыванию предположений и формулировке
простейших выводов. Создать условия для детей в экспериментальной деятельности,
развивать интерес к экспериментированию. Реализация содержания программ в
образовательных областях: Познавательное развитие; Социально-коммуникативное
развитие; Речевое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
познавательно-исследовательская. Планируемые образовательные результаты: знает о
профессиях, их назначении. Знает о профессии своих родителей. Умеет поддерживать
беседу, выражает эмоции при просмотре видеоролика. Активно взаимодействует с
педагогом и сверстниками. Активно участвует в экспериментальной деятельности.
Методические приемы: Беседа с детьми о профессии эколога, о правилах поведения в
природе. Игры «Кто что делает?», «Что будет, если…», «Мы в профессии играли»
Просмотр видеофильма «Экологическая катастрофа» Активные действия детей
Экспериментальная работа по очистке воды Использование художественности слова
«Загадка про эколога, стихотворение о профессии эколога» Предшествующая работа:
Чтение В.Маяковский «Кем быть…», В. Лифшц «И мы трудиться будем», В. Борисов
«Такая нужная работа», С. Михалков «А что у вас?». Беседы с детьми на темы «Все
работы хороши, все профессии нужны», «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь».
Дидактические игры «Убери лишний предмет», «Кому что нужно для работы»
Рассматривание картин и иллюстраций о профессиях Рассказы родителей о своих
профессиях Экскурсия в магазин «Знакомство с профессиями продавец, кассир, кондитер,
грузчик, товаровед» Экскурсия в профессиональное училище «Знакомство с профессиями
18
каменщик, плотник, маляр» Материалы и оборудование: Мультимедийная установка Мяч
Оборудование для экспериментальной деятельности по очистке воды. На каждого
ребенка: две прозрачные емкости (одна пустая, другая с грязной водой), воронка, вата,
салфетка, пять таблеток измельченного активированного угля, небольшой слой бинта,
мелкие камешки. Организационный момент. Ты мой друг и я твой друг, Становись скорее
в круг Крепче за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. - Дети, сегодня мы с вами
совершим небольшое путешествие в мир профессий. Перед тем как сеть на стульчик
каждый из вас должен назвать какую-нибудь профессию. Профессии не должны
повторяться. На золотом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник,
портной, Кто ты будешь такой? (Воспитатель указывает на ребенка, дети поочередно
называют профессию). - Дети, а что такое профессия? (Ответы детей) - Правильно,
профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Это дело, которым
взрослый занимается каждый день и которое полезно для других людей. Профессии
нужно обучаться специально. В каждом деле свои правила, свои обязанности. Сейчас мы
с вами вспомним, чем занимаются люди разных профессий. Игра «Кто что делает» Врач
лечит, учитель учит, продавец продает и т.д. - Дети, а кто знает кем и где работают ваши
родители? (ответы детей) - А сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Я буду бросать
мяч и задавать вопрос, а вы должны поймать мяч и постараться ответить правильно.
Готовы? Игра с мячом в кругу «Что будет, если…» Что будет, если: - повара перестанут
готовить пищу? - врачи перестанут лечить людей? - учителя перестанут учить детей? строители перестанут строить дома? - все водители откажутся сесть за руль? - пожарные
откажутся тушить пожар? Дети отвечают. - Дети, сегодня я хочу познакомить вас с очень
нужной и полезной не только для людей, но и для окружающей природы профессией, но
в начале отгадайте загадку Он природу охраняет, Нам здоровье сберегает, Окружающий
мир дорог, Его профессия … (эколог). - Правильно, это эколог. - Дети, а что такое
экология? (Ответы детей) - Слово «экология» означает: наука о доме, жилище, о месте
где живут. - Что же это за дом? - Правильно, этот огромный дом – природа, в которой мы,
люди, живем рядом с другими земными обитателями: зверями, птицами, насекомыми,
рыбами и растениями. - Эколог – это ученый, который оберегает все, что растет и всех,
кто живет в природе от исчезновения, помогают животным и растениям, учат людей, как
нужно спасать природу. - Для развития науки и техники требуется огромное количество
угля, древесины, нефти, газа. Добывая полезные ископаемые люди получают свет и
тепло, но при этом погибают тысячи животных и растений, загрязняется и уничтожается
природа. - Дети, сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм, в котором
показано, как прекрасная наша планета Земля и что происходит, когда люди обращаются
с ней неправильно, не берегут ее. (Просмотр фильма «Экологическая катастрофа») - Дети,
вы тоже можете стать юными экологами. Как вы думаете чем мы можем помочь
животным и растениям? (Ответы детей) - Правильно! Зимой делать кормушки для птиц,
весной скворечники, сажать деревья, цветы, не рвать и не ловить все, что растет и
движется. - Дети, как вы думаете, как мы должны вести себя в природе? (Ответы детей) В сказке, которую написал французский летчик – Сент Экзюпери «Маленький Принц –
хозяин маленькой планеты – астероида» придумал такое правило: встал утром, умылся,
привел в порядок себя – приведи в порядок свою планету! У сказочного Маленького
Принца планета была маленькая, и он управлялся в ней один. Мы живем на огромной
планете! Поэтому порядок на ней будет только тогда, когда все взрослые и дети как
настоящие хозяева будут постоянно его поддерживать. - А сейчас послушайте
стихотворение Эколог землю охраняет От безответственных людей, Планету от беды
спасает, Внедряя в жизнь поток идей; Как уничтожить горы грязи Бутылок, битого
19
стекла… Как чище жить нам стало б сразу Кристальная б вода текла! - Дети, как вы
думаете, а можно ли пить грязную воду? Почему? - Сегодня я предлагаю вам самим
попробовать очистить воду. Для этого я приглашаю вас в нашу экспериментальную
лабораторию. (У каждого ребенка на столе находится все необходимое для эксперимента)
- Для того чтобы очистить воду нам потребуется емкость, в которую будет стекать
очищенная вода, воронка, вата, измельченный активированный уголь, завернутый в
марлю, мелкие камешки и емкость с грязной водой. (Дети выполняют эксперимент вместе
с воспитателем) Описание эксперимента: взять сосуд с воронкой, на дно воронки
положить бумажную салфетку, вату, слой бинта с активированным углём, затем
небольшие камешки. Камешки не пропустят крупные частицы грязи. Взять другой сосуд
с грязной водой и переливать ее через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на
фильтре, а сосуд наполнится чистой водой. - Дети, какой стала вода? Правильно, вода
стала чистой. - Понравился вам наш эксперимент? Как вы думаете, где вам могут
пригодиться эти знания по очистке воды? - А сейчас я предлагаю вам еще немного
поиграть. Игра в кругу «Мы в профессии играли» Мы в профессии играли (ходьба на
месте) В миг мы летчиками стали! (прямые руки в стороны) В самолете полетали
(покружиться вокруг себя) И шофёрами вдруг стали (ходьба на месте). Руль теперь в
руках у нас (руки перед собой, «держим руль») Быстро едем, просто класс! (бег вокруг
себя с «рулем») А теперь на стройке мы (ходьба на месте) Кладем ровно кирпичи (руки
перед собой согнуты в локтях) Раз – кирпич, и два, и три Строим дом мы, посмотри!
(соединить прямые руки над головой) - Дети, вот и подошло к концу наше удивительное
путешествие в мир профессий. Скажите, что вам больше всего понравилось или
запомнилось сегодня? (ответы детей) - Дети, мне тоже очень понравилось, как вы
отвечали сегодня на вопросы, показали высокие знания в мире профессий,
экспериментировали. - Дети, когда вы вырастите – многому научитесь, выберете себе
профессию по душе и станете хорошими профессионалами, полезными людям.
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
«Главный человек в лесу»
Цель. Формировать у детей представление о труде лесника, его экологическом значении.
Задачи.
2. Знакомить детей с трудом взрослых (лесник). Показать значимость профессии лесника
для общества и природы.
3. Развивать связную речь, мышление, внимание, память, коммуникативные способности в
процессе работы в подгруппах;
4. Способствовать формированию правил поведения в природе.
5. Вызвать уважение к профессии лесника.
Технологии, используемые в ходе НОД
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
- самовыражение ребенком присущих ему качеств и способностей;
- осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребенку свою
активность
20
Здоровьесберегающие технологии:
- смена двигательной активности
- динамические паузы
- игры (дидактические, развивающие)
Технология сотрудничества
- работа в группе
Информационно-коммуникационные технологии
- презентация, звуковые файлы
Материал и оборудование
Проектор, экран, ноутбук, корзина, желуди, гриб, семена, мед, иллюстрация леса,
карточки «Правила поведения в лесу», мяч, карточки «С какого дерева листок», карточки
с изображением частей тела животных, птиц, аудиозапись «Звуки леса».
В: Ребята, я вас приглашаю в путешествие. Но вы должны отгадать, куда мы с вами
отправимся. Готовы внимательно слушать?
Это царство колючей хвои. Рядом стоят стройная березка и дрожащая осина, тонкая рябина и
плакучая ива. Встречаются там и кустарники, А присядешь, увидишь и грибы, и я годы.
Прислушаешься и услышишь, как стучит клювом лесной доктор. Пойдешь по звериной тропке
и встретишь огромный дом-муравейник, а вокруг суетятся деловые муравьи. Поднимешь
голову вверх, а там белочка прыгает с дерева на дерево.
В: Отгадали, где мы будем путешествовать?
Д: В лесу.
В: Правильно. Ребята, я вас приглашаю в путешествие по лесу.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
В: Вставайте все в круг и представьте, что мы оказались в лесу. Вдохните полной грудью
свежий лесной воздух. Идём тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагивая через
пни, раздвигая ветки… Потянитесь к солнышку, погрейтесь его ласковыми лучами. Идём
дальше. Осторожно, не наступите на ромашки, нагнитесь понюхать цветы, присядьте, чтобы
рассмотреть их. Идём дальше. Перед нами бьёт родник, помойте руки в прохладной воде,
встряхните их. Как хорошо в лесу!
В: Какие деревья растут в лесу?
Д: Сосна, ель, береза, осина, рябина, кедр, дуб.
В: А какие лесные животные и птицы обитают здесь?
Д: Волк, заяц, медведь, лиса, кабан, лось, еж, сова, дятел, тигр
В: Лес – это не только место жительства лесных зверей и птиц, но и место где они добывают
себе корм.
(Рассматриваем в корзине желуди, грибы, семена, мед)
В: Кто любит лакомиться медом?
Д: Медведь
В: А кому не обойтись без желудей?
Д: Кабану, мышам.
В: Кто запасает грибы на зиму?
Д: Ежи, белки.
В: : Кто питается семенами деревьев?
Д: Птицы.
В: Лес – это деревья, кустарники, травы, цветы. В нем, как в многоэтажном доме, живет много
жильцов – зверей, птиц, насекомых. Все они приспособлены к жизни в лесу и очень нужны друг
другу. Жизнь в лесу полна трудностей: лютые морозы, долгие затяжные дожди или засуха,
браконьеры. Ребята, а как вы думаете, нужен ли человеку лес?
Д: Лес кормит человека: он собирает в лесу ягоды, грибы, орехи. Человек гуляет в лесу,
слушает пение птиц, наслаждается тишиной, ароматами и красотой леса. И от этого становится
лучше, добрей.
21
В: А где воздух чище в лесу или в городе? Почему?
Д: В лесу нет машин, заводов. А деревья очищают воздух от пыли и грязи, выделяют кислород,
которым мы дышим.
В: Верно. А может ли лес обойтись без человека?
Д: Нет, зверям и птицам не всегда хватает корма, в лесу бывают пожары.
В: Почти всегда виновником пожара является человек: не затушил костер, намусорил. В огне
погибают деревья, травы, насекомые, звери, сгорают гнезда птиц. Но еще страшнее, когда огонь
перекидывается на поселки, деревни.
И кто же тогда помогает лесу?
Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет
А зимою у кормушек
В гости ждет лесных зверюшек.
В: Отгадайте, о какой профессии человека идет речь.
Д: Лесник, лесничий.
В: Самые важные для леса люди – лесники. Зимой, когда мало корма, лесник подкармливает
зверей и птиц. Благодаря его заботе, животные могут перезимовать.
Показ иллюстраций – использование мультимедиа
1. Лесник рассматривает молодые деревья
2..Лесник насыпает сено в кормушку
3. Лесник возле Лося
4.Тушение пожара в лесу
5. Посадка саженцев
В: Лесник следит за порядком в лесу, охраняет его от вырубки, пожаров, очищает от старых
деревьев, принимает участие в посадке молодых; охраняет обитателей леса от злых людей –
браконьеров.
Какими качествами должен обладать лесник?
Д: Он должен много знать, уметь быть сильным, ловким, выносливым, смелым.
Дети подходят к столу, на котором нарисована картина леса и вокруг разложены карточки
с правилами поведения в лесу.
В: Ребята, здесь исчез кусок картины леса. Как вы думаете, из-за чего это могло произойти?
Д: Из-за несоблюдения правил поведения в лесу.
В: Правильно. Я предлагаю взять вам любую карточку, перевернуть ее и рассказать, какое
правило поведения изображено на картинке.
Д:
1. В лесу нельзя рвать цветы охапками.
(Сорванный цветок быстро гибнет и не дает семян. Не будет семян, не будет цветущих
растений)
2. В лесу ходим осторожно. (В траве много маленьких животных. Они очень незаметны и их
можно раздавить)
3. В лесу нельзя шуметь. (Крики пугают лесных жителей, и они покидают свои дома)
4. Не лови бабочек. (Они украшают природу и опыляют растения)
5. Не трогай не съедобные грибы (Животные лечатся ими)
6. Не трогай птичьи гнезда ( Можно испугать птицу, и она может бросить гнездо)
7. Нельзя ловить животных. (Это дикие животные, им будет плохо в квартире, рядом с
человеком их родной дом лес)
8. Нельзя разжигать костры. (Может случиться пожар)
9. Не разрушай муравейники. (Муравьи санитары леса, они не дают сильно размножаться
насекомым, которые губят лес)
10. Нельзя оставлять мусор. (Лес – это дом животных, и в нем должно быть чисто)
В: Какие вы молодцы. Посмотрите, и эта часть леса снова появилась.
А сейчас пришло время немного отдохнуть и сил набраться.
22
Физкультминутка
Две больших сосны стояли (руки поднять вверх)
Между ними елочка росла (опустить руки, развести в сторон)
Две сосны подружку укрывали (поднять руки верх и покачать в стороны)
Чтоб вершинку ветры не ломали (изобразить руками вершину)
Чтоб красивой елочка была (поставить руки на пояс, поворачиваться из стороны в сторону)
В: Ребята, я предлагаю вам поиграть в лесников. И сейчас мы проверим, хорошими ли вы
будете лесниками. Согласны? Тогда нужно выполнить несколько заданий. Работать будем в
подгруппах. От того, как дружно вы будете работать, зависит успех выполнения задания.
Задание 1. Игра «Кто, где живёт?» (с мячом)
Белка юркнула в (дупло)
Медведь залез в (берлогу)
Волк шмыгнул в своё(логово)
Бобр спрятался в своей (хатке)
Заяц укрылся под (кустом)
Лиса спряталась в (нору)
Ёж забрался под (листья)
Задание 2. «Угадай, кто это?»
Угадайте животное по изображению его глаз или другой части тела. (Усложнение: рога лося –
рога оленя)
Задание 3. «Угадай, по голосу» (аудиозапись филин, волки, дятел, кукушка,
медведь, тигр)
Задание 4. «Угадай, с какого дерева листок»
Узнайте, какие деревья есть в вашем лесу. Возьмите карточки со стола, переверните, хорошо
рассмотрите и ответьте с какого дерева эти листочки.
В: Молодцы ребята, я думаю, из вас бы получились замечательные лесники. Наше путешествие
по лесу заканчивается. О чем мы сегодня говорили? Важная, нужная ли это профессия –
лесник? Что нового узнали? О чем бы хотели еще узнать?
И помните, что надо любить природу, беречь и заботиться о ней.
23
Конспект образовательной деятельностипо экологическому воспитаниюв
подготовительной к школе группе
Тема: «Солнце – большая звезда»
Программное содержание:
развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, дать представление
о Солнце как о звезде и планете;
познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в
жизни растений и животных; показать, что солнечный луч может стать разноцветным,
делать выводы, подтверждая их экспериментальным путем.
Оборудование: схема – планеты Солнечной системы, карта звездного неба, детские
рисунки с изображением домов, настольная лампа, пластмассовая ванночка, плоское
зеркальце, лист белой бумаги.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, бывают ли солнечные лучи ночью? (Нет). Солнечные лучики можно
сравнить с детьми Солнца. А что такое Солнце? (выслушиваются ответы детей) Солнце —
это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда (раскаленное шарообразное
тело), которая находится далеко от нас. Кто из вас наблюдал на небе звезды? (Дети
рассматривают карту звездного неба, читают названия звезд, рассматривают контуры
созвездий и схему «Солнце и планеты Солнечной системы».)
Воспитатель: Солнце — это такая же звезда, как и другие, но она находится намного
ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее.
(Воспитатель прикрепляет на мольберт рисунки домов.)
С чем можно сравнить свет солнца? (Со светом огромной лампы.)
Воспитатель затемняет окна и гасит свет.
Воспитатель: Сейчас мы попытаемся понять, почему солнечный свет доходит до нашей
планеты, а свет других звезд.
Наблюдение
Настольная лампа ставится на стол. Дети подходят к ней как можно ближе. Воспитатель
подносит лампу к рисункам и спрашивает:
- Хорошо ли виден свет лампы? Хорошо ли видны детали рисунков? (Хорошо.)
Дети отходят в другой конец комнаты и убеждаются, что при удалении от окна свет
лампы становится менее ярким и различать элементы рисунков труднее.
Вывод: Солнце находится к Земле гораздо ближе других звезд, поэтому оно освещает и
согревает нашу планету. А другие звезды из-за удаленности мы можем наблюдать лишь
24
на фоне темного неба, их свет не способен превратиться ночь в день. Можно сказать, что
Земля находится на таком же расстоянии от Солнца, как дети от настольной лампы, когда
стоят рядом с ней. А остальные звезды находятся на таком же расстоянии от Земли, как
дети лампы, когда стояли в другом конце группы.
Физкультминутка:
(Воспитатель с помощью зеркала пускает солнечных зайчиков по стене, дети стараются их
поймать.)
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком – пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей – вот, вот, вот – левей, левей!
Прыг-скок, прыг-скок, убежал на потолок!
Воспитатель: Отгадайте загадку: Я иду – она идет,
Я сою – она стоит,
Побегу – она бежит. (Тень).
В солнечный день, если вы станете лицом, спиной, боком к солнышку, то на земле
появится темное пятно. Это ваше отражение, называется оно тенью. Откуда это темное
пятно? Как образуется тень?
(выслушиваются предположения детей). Солнышко посылает на Землю свои лучи, они
распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они
освещают вас, но на Землю падает ваша тень.
Где еще есть такие темные пятна? На что похожи наши тени? Попробуйте догнать свою
тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать? (Игра
«Догони тень»)
Тень образуется не только от тела человека, но и от любого непрозрачного предмета,
который встречается на пути солнечных лучей. Тени бывают разные, они могут двигаться,
стоять на месте, танцевать. Одним словом, тень делает то, что делает тот, кому она
принадлежит. Но, к сожалению, она всегда молчит. Вот какая она таинственная,
молчаливая волшебница-тень.
Опыт: Сейчас мы наполним ванночку водой и поставим около окна так, чтобы на нее
падали солнечные лучи. Опустим зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть
опирается на край ванночки, а нижняя — находится в воде под углом. Я возьму лист
бумаги и помещу его перед зеркалом. Я буду менять положение зеркала и бумаги до тех
пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Теперь я покачаю ванночку, чтобы по
воде пошла рябь. Что мы видим теперь?
Вывод: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный
солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит
сквозь капли воды.