Программа по работе на световых столах "Песочные фантазии"

Утверждена
Педагогическим советом
МДОУ Детский сад №12
Протокол от 26.08.2022 №1

Заведующий
______О.Д. Филиппова
приказ №45/1-а от 26.08. 2022г.
Подписано цифровой подписью: Филиппова Ольга Дмитриевна
DN: cn=Филиппова Ольга Дмитриевна, sn=Филиппова, givenName=Ольга Дмитриевна, email=kolosok12@mail.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C343730383032323138363838,
1.2.643.100.3=120B3030353732383032383330, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №12", title=Заведующий, l=гп. Будогощь,
st=Ленинградская область, c=RU
Дата: 2022.12.21 13:47:28 +03'00'

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12»

Программа
по работе на световых столах

«Песочные фантазии»
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Срок реализации: 1 год

Автор –составитель:
педагог-психолог Викулова О.Н.

Г.п. Будогощь
2022

Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………3
2. Учебно - тематический план…………………………………………..8
3. Содержание программы………………………………………………..9
4. Материально – техническое обеспечение……………………….

25

5. Организационное обеспечение…………………………………...

26

6. Мониторинг образовательных результатов…………………………27
7. Список литературы……………………………………………………29

2

Пояснительная записка.

Одно из любимых занятий ребенка – рисование. Рисунок – это язык
детства. На смену ему приходит речь, письмо и другие средства выражения
мыслей, эмоций, чувств, настроения. Ребенок рисует «везде и всем»: и
карандашами, и красками, и мелками и другими изобразительными
доступными ребенку-дошкольнику средствами. Дети используют для этой
любимой деятельности любую свободную поверхность, рисуя и на земле, и
на бумаге, и на асфальте, и на обоях, и пр.
Актуальность. Какой материал для рисования привлекает ребенка?
Практика работы с детьми свидетельствует, что детям нравится такие
средства для рисования, которые позволяют:
 не ограничивать движения;
 свободно манипулировать изобразительными средствами;
 оставлять четкий, яркий след;
 быстро получить изображение;
 легко исправить неточность в рисунке;
 играть, трансформировать рисунок в другое изображение;
 экспериментировать с художественным материалом;
 выразить посредством изобразительных материалов в рисунке свое
состояние, настроение;


вне зависимости от способностей получить эффектный рисунок;

 проявлять творчество.
Всем

этим

запросам

отвечает

такой

материал,

может

быть

нетрадиционный для рисования, как песок. В песок, как среду для игры и
появления творчества ребенок погружается с первых лет жизни. Ребенка в
песке, прежде всего, привлекают те приятные сенсорные ощущения, которые
он получает от манипулирования песком: пересыпания, сжимания в руках,
3

разгребания, прессования. Данные ощущения сенсорная память сохраняет
многие годы, и во взрослом состоянии оставляет человека неравнодушным к
нему. Этот, знакомый с детства материал, характеризуется одновременно
сыпучестью, податливостью, возможностью трансформации, что позволяет
использовать его ребенку для воплощения своих дизайнерских задумок.
По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается
внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции
психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха,
отойдя от предметного представления и изображения традиционными
материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет
уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок
получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий
характер детской продуктивной деятельности.
Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность
выбора, что в свою очередь, обеспечивает продуктивной деятельности
творческий характер. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба
полушария мозга работают. Занятия песком на световых столах развивают
сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное
состояние ребенка. У детей развивается мелкая моторика, интерес, внимание
и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание
безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от
рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на
случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь
разровнять песок – и можно начинать.
Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой
моторики руки, и непревзойденная по своим возможностям предметно игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой
деятельности,

великолепное

средство

для

развития

познавательных

процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и
4

поддержки

позитивного

настроения

и

преодоления

негативных

эмоциональных состояний. Также оказывает оздоровительный эффект.
Сыпучий материал успокаивает, благотворно влияет на нервную систему.
Чрезмерно активные дети становятся более усидчивыми, внимательными,
что повышает их интеллектуальный потенциал. Для ребёнка рисование
песком и – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов,
извилистых линий. Создание ребёнком картины песком – увлекательный
процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество,
создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.
Программа направлена на:
 развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
 развитие воображения, творческого мышления;


развитие высших психических функций;

 развитие двух полушарий головного мозга (активизацию структур
мозга, межполушарного взаимодействия);
 снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.
Программа

рассчитана

на

один

год

обучения,

предусматривает

организацию деления на подгруппы с детьми 5 - 6 лет с режимом проведения
1раз в неделю.
Длительность занятий составляет: 25 минут.
Основная цель программы: создание условий для стабилизации
психоэмоционального

состояния,

развития

тактильных

ощущений,

художественно-творческих способностей, зрительно-моторной координации
и свободному владению кистями обеих рук через обучения рисованию
песком.
Задачи программы:
 развитие творческих способностей с помощью техники рисования
песком на световом столе;
 развитие мелкой моторики пальцев рук;
5

 развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память,
образно-логическое мышление, пространственное воображение);
 развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных
способностей, формирование коммуникативных навыков;
 тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики,
которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает
речь;
 равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого
(творчество, интуиция) полушарий головного мозга - ребёнок создаёт
рисунки двумя руками;
 формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного
отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
Программа разработана с учетом общепедагогических принципов:
 Систематичность. Занятия проводятся регулярно, в системе.
 Доступность и сознательность. На каждом занятии создаются
условия для формирования активного устойчивого интереса детей к
творческой деятельности вообще и решению конкретных задач
определенного занятия. Занятия планируются с учетом возрастающей
трудности, от простого к сложному.
 Наглядность. На каждом занятии создаются условия для лучшего
усвоения детьми заданного материала.
 Комплексность и интегрированность. Задачи данной программы
решаются

в

соответствии

с

развивающими

задачами

образовательного процесса ДОУ.
 Личностная ориентация. Осуществляется учет особенностей
развития, состояния здоровья и возраста каждого воспитанника.
Технические приёмы рисования песком:
 рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью,
мизинцами;
 несколькими пальцами одновременно;
6

всего

 симметрично двумя руками;


насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего;

 скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и
круговые движения;
 выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на
ребро;
 создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук,
рёбрами ладоней всевозможные узоры.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
 развитие умения работать кистью и пальцами обеих рук;
 снижения уровня тревожности, нормализация психоэмоционального
состояния;


развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики руки,
зрительно - моторной координации;

 межполушарное взаимодействие;
 развитие эстетического и художественного восприятия, эстетического
вкуса;
 развитие внимания, усидчивости.

7

Учебно – тематический план
№

Темы разделов

Месяц

Количество Количество
занятий

часов

1

«Знакомство с песком»

Октябрь

1

25 мин.

1

«Я в мире Человек»

Октябрь

2

50 мин.

2

«Осенины»

Ноябрь

4

100 мин.

3

«Наши вещи»

Декабрь

2

50 мин

4

«Новый год стучится в двери»

Декабрь

2

50 мин

5

«Зима»

Январь

2

50 мин

Февраль

2

50 мин

6

«День защитника Отечества»

Февраль

2

50 мин

7

«8 марта»

Март

1

50 мин

8

«Знакомство с народной

Март

3

50 мин

культурой и традициями»

9

«Весна»

Апрель

2

50 мин

10

«Мой дом, мой город»

Апрель

2

50 мин

«Песочная фантазия»

Май

1

25 мин.

27

11часов

11
Итого:

8

Содержание
Раздел

Лексическая тема
«Знакомство с песком.
Свойства песка»

«Я в мире Человек»

«Эмоции»

«Улыбка»

Задачи
 Познакомить детей с изобразительным
материалом – песок, с оборудованием
на котором рисуют песком, с
правилами работы песком;
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Развивать мелкую моторику и
повышение тактильной
чувствительности;
 Развивать воображение и творческое
мышление;
 Упражнять в развитии чувства
симметрии. Дуги;
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Развивать воображение и творческое
мышление;
 Развивать мелкую моторику и
повышение тактильной
чувствительности;
 Рисование дуги;
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
9










Содержание
Загадка «Песок»;
Опыты с песком («Из чего состоит
песок», «Песок сухой и мокрый»,
«Следы на песке», «Движение
песка»);
Физкультминутка «Ветер».
Рефлексия
Игра «Угадай эмоцию»;
Пальчиковая гимнастика
«Кулачки – ладошки».
Рефлексия

 Прослушивание песни «Улыбка»;
 Физкультминутка «Хороша
физкультминутка, в ней улыбка,
солнце, шутка!»;
 Загадки «Эмоции»;
 Игра «Подари улыбку».
 Рефлексия

«Тучка и дождик»

«Осенины»

«Ёжик»

«Падают листья»

 Развивать умение рисовать прямые
вертикальные линии;
 Развивать умение различать
количество предметов (много - мало,
много - один);
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Развивать умение сравнивать
предметы (по размеру, длине,
ширине);
 Развивать воображение и творческое
мышление;
 Развивать мелкую моторику и
повышение тактильной
чувствительности;
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Совершенствовать умение рисовать
одним несколькими пальцами листья
различной формы;
 Развивать память, внимание,
ориентировку в пространстве;
 Развивать чувство композиции и
ритма;
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
10

 Стихотворение «Дождик, дождик,
веселей!»;
 Пальчиковая гимнастика «Вышел
дождик погулять».
 Рефлексия

 Загадка «Ёжик»;
 Физкультминутка «Жил в лесу
колючий ёж»;
 Пальчиковая гимнастика «Вот
иголки и булавки»
 Рефлексия

 Дидактическая игра «С какого
дерева лист?»;
 Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3,
4, 5 будем листья собирать»;
 Физкультминутка «Осенний
листопад».
 Рефлексия

«Весёлые грибочки»

«Наши вещи»

«Моя любимая
игрушка»

 Продолжать знакомить с
нетрадиционной изобразительной
техникой рисования;
 Учить наносить ритмично и
равномерно точки на всю поверхность;
 Закрепить умение равномерно
наносить песок, изображая грибы
различные по величине и форме.
Снятие напряжение рук;
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Продолжать знакомить с
нетрадиционной изобразительной
техникой рисования песком пальцами,
всей ладонью;
 Учить наносить равномерно
различные линии (прямые,
извилистые, длинные, короткие);
 Учить передавать в рисунке целостный
образ;
 Закрепить умение равномерно
наносить песок. Снятие тонуса кистей
рук;
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения

11

 Рассматривание иллюстраций с
изображением разных грибов;
 Аудиозапись «Звуки леса» (Мы
идём сегодня в лес, в том лесу
полно чудес).
 Рефлексия

 Загадки «Игрушки»;
 Дидактическая игра «Узнай
игрушку на ощупь»;
 Физкультминутка «Буратино»
 Рефлексия

«Машина»

«Матрёшка»

«Украшение
платочка»

 Рисование способом втирания
кулачком, пальцем, ребром ладони,
насыпание из кулачка;
 Развивать воображение и творческое
мышление;
 Развивать мелкую моторику и
повышение тактильной
чувствительности;
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Рисование кругов кулачком;
 Развивать воображение и творческое
мышление;
 Развивать мелкую моторику и
повышение
 тактильной чувствительности;
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Познакомить со способом рисования –
щепотью;
 Побуждать детей создавать свои
рисунки, используя ранее усвоенные
знания;
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения

12

 Стихотворение «Я везу свою
машину»;
 Физкультминутка «Машина».
 Рефлексия

 Загадка «Матрёшка»;
 Физкультминутка «Мы весёлые
матрешки» (под музыку).
 Рефлексия

 Пальчиковая гимнастика «Мы
платочки постираем»;
 Физкультминутка «Встанем,
сделаем разминку. Тик – так, тик
– так».
 Рефлексия

«Новый год стучится в двери»

«Новогодняя ёлочка»

«Рукавичка»

«Морозные узоры»

 Развивать умение проводить прямые
наклонные линии;
 Рисование указательным пальцем;
 Развивать воображение и творческое
мышление;
 Развивать мелкую моторику и
повышение тактильной
чувствительности;
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Учить украшать простые по форме
предметы, нанося простые по форме
элементы всей ладонью, одним или
несколькими пальцами, ребром
ладони;
 Воспитывать эстетическое восприятие
 . Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Развивать воображение, фантазию;
 Побуждать детей создавать узоры (на
фоне) одновременно пальчиками обеих
рук. Заполнять узорами углы,
середину;
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения

13

 Загадка «Зима»;
 Стихотворение «Служит домом
ель животным»;
 Игра «Снежинки и ёлочки»
 Рефлексия

 Загадка «Кто живёт в рукавичке»;
 Физкультминутка «Звериная
зарядка»
 Рефлексия

 Загадки «Снег», «Мороз», «Лёд»,
«Сосульки»;
 Физкультминутка «Заклинание
зимы»
 Рефлексия

«Необыкновенные
следы»

»

«Зима»

«Ёлочка»

«Снежинка»

 «Идут медвежата» - ребенок
кулачками и ладошками надавливает
на песок;
 «Прыгают зайчики» - кончиками
пальцев ребенок слега ударяет по
поверхности песка, двигаясь в разных
направлениях;
 «Ползут змейки» - ребенок
расслабленными (или напряженными)
пальцами рук делает поверхность
песка волнистой;
 «Бегут жучки – паучки» - ребенок
двигает всеми пальцами, имитируя
движение насекомых.
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Развивать умение проводить прямые
наклонные линии;
 Учить рисовать елки разные по форме,
ребром ладони, одним пальцем;
 Закрепить навыки рисования;
 Развивать чувство композиции;
 Воспитывать аккуратность.
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения

 Песня про следы из м/ф «Маша и
медведь»;
 Физкультминутка «Раз, два это
заячья зарядка»;
 Гимнастика для глаз «Рисуем
геометрические фигуры»
 Рефлексия

 Развивать умение проводить
пересекающиеся линии;

 Загадка «Снежинка»;
 Пальчиковая
гимнастика

14

 Загадка «Ёлочка»;
 Пальчиковая гимнастика «На
ёлке»;
 Физкультминутка «Как на горке
снег, снег»
 Рефлексия

«Снеговик»

«День защитника Отечества»

«Корабль. Море»

 Развивать мелкую моторику и
повышение тактильной
чувствительности.
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Рисование кругов кулачком;
 Продолжать знакомить с
нетрадиционной изобразительной
техникой рисования песком пальцами,
всей ладонью;
 Закрепить навык рисования кругов
различных по диаметру.
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Рисование способом втирания
кулачком, пальцем, ребром;
 Продолжать знакомить с
нетрадиционной изобразительной
техникой рисования способом
втирания кулачком, пальцем, ребром
ладони, насыпание из кулачка,
пальцев;
 Учить различать количество предметов
(много - мало, много - один);
 Учить сравнивать предметы (по
размеру, длине, ширине). Снятие
тонуса кистей рук.

15

«Зимой»;
 Физкультминутка «Вот студеною
зимой».
 Рефлексия
 Загадка «Снеговик»;
 Пальчиковая гимнастика
«Снеговик»;
 Музыкальная игра «Лепим
Снеговика»
 Рефлексия

 Загадка «Корабль»;
 Пальчиковая гимнастика «Бойцымолодцы»;
 Физкультминутка «Над волнами
чайки кружат»
 Рефлексия

«Самолёт»

«Вертолёт»

«Танк»

 Рисование способом втирания
кулачком, пальцем, ребром ладони,
насыпание из кулачка, пальцев.
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Рисование способом втирания
кулачком, пальцем, ребром
ладони, насыпание из кулачка,
пальцев
 Способствовать снижению
психоэмоционального
напряжения
 Продолжать знакомить с
нетрадиционной изобразительной
техникой рисования песком пальцами,
всей ладонью;
 Учить наносить ритмично и
равномерно различные линии (прямые,
извилистые, длинные, короткие);
 Закрепить умение равномерно
наносить песок;
 Развивать мелкую моторику и
повышение тактильной
чувствительности.
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения

16

 Загадка «Самолет»;
 Пальчиковая гимнастика
«Солдаты»;
 Музыкальная игра «Самолет»
 Загадка «Вертолёт»;
 Пальчиковая гимнастика «На
параде»
 Рефлексия

 Загадка «Танк»;
 Пальчиковая гимнастика «23
февраля»;
 Физкультминутка «Игра идёт!»
 Рефлексия

«8 марта»

«Цветы»

«Торт»

 Совершенствовать умение рисовать
цветы ребром ладони, указательным
пальцем;
 Воспитывать эстетические чувства;
 Развивать творческие способности,
любовь к природе.
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Развивать мелкую моторику и
повышение тактильной
чувствительности;
 Развивать воображение и творческое
мышление;
 Продолжать знакомить с
нетрадиционной изобразительной
техникой рисования способом
втирания кулачком, пальцем, ребром
ладони, насыпание из кулачка,
пальцев.

17

 Загадки «Мама», «Цветок»;
 Пальчиковая игра «Наши мамы»;
 Физкультминутка «Наши чудные
цветки»
 Рефлексия

 Пальчиковая игра «Семья»;
 Физкультминутка «Когда я по
городу с мамой хожу».
 Рефлексия

«Воздушные шары»

«Знакомство с народной
культурой и традициями»

«Сердечко»

«Клубок»

«Петушок»

 Учить проводить круг – замыкая
линию в кольцо;
 Развивать мелкую моторику, глазомер,
координацию в системе «глаз-рука»,
эстетическое восприятие;
 Вызвать интерес к созданию
изображения на песке.
 Упражнять детей в развитии чувства
симметрии. Дуги;
 Развивать умение различать
количество предметов (много - мало,
много - один).
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения

 Пальчиковая игра «Кто
приехал?»;
 Физкультминутка «С мамой
можно всё на свете!»
 Стихотворение «Голодная
птичка»;
 Игры «Хорошо- плохо», «Добрые
слова»
 Рефлексия

 Рисование спирали, закручивающейся
к центру и раскручивающейся наружу.
Динамичное движение.
 Развивать умение различать
количество предметов (много - мало,
много - один).
 Учить группировать по форме, цвету,
величине.
 Развивать мелкую моторику и
повышение тактильной
чувствительности;

 Пальчиковая гимнастика
«Здравствуй солнце золотое!»;
 Физкультминутка «Сказки».
Рефлексия

18


 Загадка «Петух»;
 Дидактическое упражнение «Кто
как кричит?»;
 Пальчиковая гимнастика

«Красивые узоры»

«Сказочные герои»

«Весна»

«Солнышко»

«Звёздочки на небе»

 Развивать воображение и творческий
потенциал;
 Снижение психоэмоционального
напряжения, положительный
эмоциональный настрой, сплочение

«Покорми петушка с семьёй»;
 Динамическая пауза «Петух, лиса
и куры».
 Рефлексия

 Продолжать учить способу рисованию
струёй из кулачка, развивать плавность
движений;
 Развивать воображение, фантазию.
 Учить детей самостоятельно создавать
изображение из песка, используя
полученные знания;
 Побуждать детей к творчеству.
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Учить создавать фон – насыпание
песка из кулачка горизонтально;
 Побуждать рисовать одним пальчиком,
всеми пальчиками, по всему экрану.
 Способствовать снижению
психоэмоционального напряжения
 Учить создавать фон – насыпание
песка из кулачка горизонтально;
 Побуждать рисовать одним пальчиком,
всеми пальчиками, по всему экрану.

 Физкультминутка «Коклюшки»;
 Пальчиковая гимнастика «Мы
платочки постираем»
 Игра «Назови сказку, по
нескольким словам»;
 Пальчиковая гимнастика «Будем
пальчики считать, будем сказки
называть».
 Рефлексия

19

 Пальчиковая гимнастика
«Здравствуй, солнце, золотое!»;
 Игра «Какое солнышко»;
 Физкультминутка «Одуванчик»
 Рефлексия
 Загадка «Звёзды»;
 Пальчиковая игра «Планеты»;
 Физкультминутка «Всё готово для
полёта».

«Дождик, дождик
веселей!»

«Цветы в траве»

 Учить создавать фон – насыпание
песка из кулачка горизонтально,
создавать рисунок;
 Побуждать рисовать одним пальчиком
по всему экрану вертикальные линии.
 Продолжать учить создавать фон –
насыпание песка из кулачка
горизонтально;
 Побуждать рисовать одним пальчиком,
двумя пальчиками, одной, двумя
руками.
 Снижение психоэмоционального
напряжения

20

 Стихотворение Б. Заходера
«Дождь»;
 Физкультминутка «Приплыли
тучи дождевые»;
 Игра «Дождик»
 Рефлексия
 Пальчиковая игра «Посадим
цветы»;
 Загадки «Цветы»;
 Игра «Садовник»;
 Прослушивание песни «Вальс
цветов»
 Рефлексия

«Такие разные
домики»

«Мой дом, мой город»

«Сказочный домик»

«Весёлые человечки»

«Город»

 Учить детей создавать образ
сказочного домика (пальчиками,
щепоткой, струйка из кулачка);
 Развивать замысел, заполняя весь
экран;
 Развивать воображение фантазию.
 Снижение психоэмоционального
напряжения
 Учить создавать образ человечка,
используя разные приёмы рисования
песком;
 Учить детей насыщать образы
деталями.
 Рисование способом втирания ребром
ладони, насыпания из кулачка;
 Развивать умение различать
количество предметов (много - мало,
много - один);
 Развивать умение сравнивать
предметы (по размеру, длине, ширине)
 Снижение психоэмоционального
напряжения

22

 Музыка их м/ф «Чебурашка» «Строители»;
 Игра «Строители»;
 Физкультминутка «Дом для
поросят».
 Пальчиковая гимнастика
«Художник»;
 Физкультминутка «Я сижу, рисую
речку голубую».
Рефлексия
 Упражнение «Здравствуйте
ладошки»;
 Игра «Запомни и повтори
движение»;
 Физкультминутка «Это глазки,
чтобы видеть»
 Игра «Назови улицу, на которой
ты живешь»;
 Пальчиковая игра «Я хочу
построить дом».
 Рефлексия

«Песочные фантазии»

 Закрепить все полученные навыки
 Побуждать рисовать пальчиками,
кулачками, руками, развивать
воображение, фантазию

 Упражнение «Давайте
поздороваемся!»
 Упражнение «Фотография»
 Упражнение «Загадки»

 Развивать мыслительную активность,
познавательные процессы.

 Упражнение «Сказочная страна»
 Рефлексия

 Развивать творческий потенциал
 Снижение психоэмоционального
напряжения

23

Материально-техническое обеспечение
Для рисования на световых столах используется

цветной кварцевый

песок.
Периодически песок необходимо обрабатывать (прокаливать,
подвергать воздействию специальных ламп), что позволит свести к
минимуму распространение инфекции и болезнетворных бактерий через
песок. Поскольку песок частично высыпается со световых столов его
необходимо постоянно подсыпать. А в целях оперативной уборки иметь
щетки с совком для подметания. Также для рисования можно использовать и
другие сыпучие материалы, в частности, соль, сахар, манку и другие.
Изобразительная деятельность осуществляется на световых столах с
прозрачным матовым пластиком с подсветкой (подсветка может иметь
различные оттенки: теплый белый свет, холодный белый свет, а также
цветные оттенки). Дети работают индивидуально, парами или коллективно
на световых столах.
Дети перед началом занятий должны быть ознакомлены с техникой
безопасности (взаимодействия с электрическими приборами). Желательно
иметь фотоаппарат для фиксации нарисованных детьми картин на световых
планшетах.

Фотографии

позволят

сохранить

песочные

картины,

существование которых ограничено, и познакомить с творчеством детей
родителей

и

сверстников,

распечатанные

фотографии

могут

стать

украшением интерьера, подарком на праздник.
Рисунки из песка, как правило, создаются руками, однако для
рисования можно использовать и дополнительные материалы, оставляющие
на песке интересные следы: палочки, кисточки, формочки, трафареты,
мячики и другие предметы

с шипами, зазубринками. Необходимо

позаботиться, чтобы это предметы не царапали поверхность светового стола.
Желательно, чтобы у детей была возможность вымыть руки после
работы или вытереть их влажными салфетками.
24

Организационное обеспечение
При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение
следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере.
Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не
устанавливая жёстких рамок и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого
ребёнка.
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и
игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей,
активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо:
 Поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не
предлагать стандартные решения;
 Ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;
 Ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность, но не учить
его «быть таким, как все».
5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы
движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и
установить несколько правил:
1. Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
2. Категорически нельзя бросаться песком;
3. Нельзя брать песок в рот;
25

4. Нельзя рисовать на столе острыми предметами.
5. Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
6. После игры надо убрать все на свои места.
Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет
детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу,
стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в
зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
Каждое занятие с детьми состоит из подготовительной, вводной,
основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития
мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию,
психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и
воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного
слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме.
Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать,
какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную
роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с
учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Обязательным
является проведение физкультминутки.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и
рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения
итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В
конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка.
26

Мониторинг образовательных результатов
Результаты образовательного процесса отслеживаются

благодаря

постоянному текущему контролю. Путем наблюдения за детьми

на

занятиях диагностируется интерес к работе с песком на световых столах.
Постоянно

организуются

выставки

детских

работ,

которые

позволяют показать уровень обученности детей, а тем, в свою очередь
позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.
Критерии оценки:
1. Способность самостоятельно выполнить работу после показа.
2. Полное выполнение задания.
3. Умение структурно распределять ход работы.
4. Способность образно представить будущий результат.
5. Степень проявления творчества.
Высокий уровень:
1) ребенок выполняет работу после показа воспитателя;
2) все действия с материалом правильные, целенаправленные, с
положительным результатом;
3) последовательно распределяет действия;
4) способен прогнозировать будущую работу;
5) способен внести в работу личную задумку.
Средний уровень:
1) ребенок выполняет действия при некотором участии педагога;
2) допускает ошибки при работе, не уверен в результате;
3) распределяет действия при помощи воспитателя;
4) частично уверен в выполнении задания;
5) способен внести в работу личную задумку только при помощи
27

воспитателя.
Низкий уровень:
1) ребенок не способен самостоятельно выполнить работу;
2) при работе с материалом действия неправильные;
3) не может последовательно выполнять действия;
4) действия сопровождаются участием педагога;
5) нет творческого подхода при выполнении работы.

28

Список литературы

1.

Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию
песком»Текст/ –О.А. Белоусова. Журнал «Старший
воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;

2.

Воронова А.А. «Песочная терапия в работе педагога» Учебнометодическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2019. -112с.

3.

Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Сценарии занятий по
комплексном развитию дошкольников Текст/Л.Г. Горькова,
Л.А. Обухова. - М.: ВАКО,2005г.- 156с.;

4.

Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке.
Песочная игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеева СПб.: Институт специальной педагогики и
психологии, 1998.- 124с.;

5.

Груздева О.В. «Магия песка» Методическое пособие. –
Новосибирск, 2017 г. -46с.

6.

Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная
песочница. –Текст /ЗейцМариеллаМ.:ИНТ,2010112с.;Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Игра с песком. Практикум
по песочной терапии». –СПб., М.: Речь, 2019. -256

7.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации
– М.: Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.

8.

Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В.»Игры с песком для обучения
пересказу детей 5-7 лет. Методические рекомендации. – М.: ТЦ
Сфера, 2018.-64с.

9.

Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии
дошкольниковю –М.: ТЦ Сфера, 2020. -64с.

29

10.

Сажина, С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ.
Методические рекомендации.- Текст С. Д.Сажина М.: ТЦ
Сфера, 2007-67с.;

11.

Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в
детском саду: программа, конспекты: пособие для педагогов
дошкольных учреждений.- Текст /.Г.С. ШвайкоМ.
гуманитар.изд.центр.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.