Федеральная образовательная
программа
дошкольного образования:
векторы обновления
программного обеспечения
Федеральная образовательная программа
Направления и задачи коррекционноразвивающей работы
Целевой раздел
Пояснительная записка
1.Цель
2.Задачи
3. Принципы формирования
ФОП
4. Планируемые результаты
освоения ФОП в
младенческом, раннем,
дошкольном возрастах к 4, к
5, к 6 годам; на этапе
завершения освоения ФОП
5. Подходы к
педагогической диагностике
планируемых результатов
Содержательный раздел
1. Задачи и содержание образовательной
деятельности
2. Описание
вариативных
форм,
способов,
средств,
методов
реализации ФОП
3. Особенности
образовательной
деятельности
разных
видов
и
культурных практик и способов
поддержки детской инициативы
4. Взаимодействие
педагогического
коллектива с семьями обучающихся
5. Направления и задачи коррекционноразвивающей работы (далее – КРР) с
детьми дошкольного возраста с
особыми
образовательными
потребностями различных целевых
групп
6. Федеральная рабочая программа
воспитания
Организационный раздел
1. Психологопедагогические условия
реализации ФОП
2. Кадровые условия
реализации ФОП
3. Организация РППС в ДОО
4. Материальнотехническое обеспечение
Программы
5. Примерный режим и
распорядок дня в
дошкольных группах
6. Федеральный
календарный план
воспитательной работы
Целевые группы КРР
нормотипичные
дети с
нормативным
кризисом
развития
обучающиеся с
особыми
образовательным
и потребностями
С ОВЗ или инвалидностью, получившие
статус в соответствии с законом РФ
⃰обучающиеся по индивидуальному
учебному плану на основании
медицинского заключения (дети,
находящиеся на диспансерном
наблюдении и ЧБД
⃰обучающиеся, испытывающие
трудности в освоении
образовательных программ,
развитии, социальной адаптации
⃰одаренные обучающиеся
дети и (или)
семьи,
находящиеся в
трудной
жизненной
ситуации,
признанные
таковыми в
нормативно
установленном
порядке
дети и (или)
семьи,
находящиеся в
социально
опасном
положении,
признанные
таковыми в
нормативно
установленном
порядке
Письмо Министерства
образования и науки от 1
декабря 2015 г. N ВК-2969/07 О
направлении методических
рекомендаций о порядке
признания несовершеннолетних
и семей находящимися в
социально опасном положении и
организации с ними
индивидуальной
профилактической работы
обучающиеся
«группы риска»:
проявляющие
комплекс
выраженных
факторов риска
негативных
проявлений
(агрессивность,
импульсивность,
неустойчивая или
крайне низкая
(завышенная)само
оценка,
завышенный
уровень
притязаний
Обучающиеся с особыми
образовательными потребностями
обучающиеся с ОВЗ и
дети-инвалиды
обучающиеся по
индивидуальному
учебному плану
(дети, находящиеся
под диспансерным
наблюдением, в том
числе ЧБД)
обучающиеся,
испытывающие
трудности в освоении
образовательных
программ, развитии,
социальной адаптации
одаренные
обучающиеся
Коррекционноразвивающая работа
организуется:
1. По
обоснованному
запросу педагогов
и родителей
(законных
представителей)
2. На основании
результатов —
психологической
диагностики
3. На основании
рекомендаций
ППК
Содержание
коррекционноразвивающей работы
для каждого
обучающегося
определяется с учётом
его особых
образовательных
потребностей на
основе рекомендаций
ППК ДОО
Направленность коррекционно-развивающей работы
№
1
Целевая группа: дети с ООП
Дети с ОВЗ и
дети-инвалиды
Определение направленности КРР
На основании рекомендаций ПМПК в соответствии с Федеральной
адаптированной
образовательной
программой
дошкольного
образования
На основании индивидуальной программы реабилитации/абилитации
(ИПРА)
2.
Обучающиеся по индивидуальному учебному
плану (дети, находящиеся под диспансерным
На основании медицинского заключения, рекомендаций ППК по
наблюдением, в том числе ЧБД)
результатам психологической и педагогической диагностики
3.
Одаренные обучающиеся
На основании заключения ППК по результатам психологической и
педагогической диагностики
4.
Обучающиеся, испытывающие трудности в
освоении образовательных
На основании заключения ППК по результатам психологической
программ, развитии, социальной адаптации диагностики или по запросу родителей (законных представителей)
(билингвальные обучающиеся, дети мигрантов, ребёнка
испытывающими трудности с пониманием
государственного языка Российской Федерации на
дошкольном уровне образования)
Дети, имеющие проблемы
с психологическим здоровьем;
проблемы неврологического
характера (потеря аппетита)
Основной текст
подзаголовок
Дети, имеющие проблемы
общения:
стеснительность,
замкнутость,
излишняя чувствительность,
выраженная нереализованная
потребность в лидерстве
Основной текст
подзаголовок
Обучающиеся
«группы риска»
Дети, имеющие эмоциональные
проблемы:
повышенная возбудимость,
апатия,
раздражительность,
тревога,
появление
фобий текст
Основной
заключение ППК по
результатам
психологической
диагностики или по
обоснованному запросу
педагога и (или) родителей Дети, имеющие поведенческие
(законных
проблемы:
представителей
грубость, агрессия, обман;
подзаголовок
проблемы регуляторного характера:
расстройство сна, быстрая
Основной текст
утомляемость,
навязчивые движения,
двигательная расторможенность,
снижениеподзаголовок
произвольности
внимания
Коррекционноразвивающая работа
организуется:
1. По
обоснованному
запросу педагогов
и родителей
(законных
представителей)
2. На основании
результатов —
психологической
диагностики
3. На основании
рекомендаций
ППК
Содержание
коррекционноразвивающей работы
для каждого
обучающегося
определяется с учётом
его особых
образовательных
потребностей на
основе рекомендаций
ППК ДОО
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 29.12.2022)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Дети, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;
дети-инвалиды;
дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в
физическом и (или) психическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и
техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся
обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства
самостоятельно или с помощью семьи
Коррекционноразвивающая работа
организуется:
1. По
обоснованному
запросу педагогов
и родителей
(законных
представителей)
2. На основании
результатов —
психологической
диагностики
3. На основании
рекомендаций
ППК
Содержание
коррекционноразвивающей работы
для каждого
обучающегося
определяется с учётом
его особых
образовательных
потребностей на
основе рекомендаций
ППК ДОО
Дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении
(безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные
таковыми в нормативно установленном порядке
Статья 1 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
"Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
правонарушений несовершеннолетних"
и
Основания признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, так и
признания семьи, находящейся в социально опасном положении, подлежат выяснению и
подтверждаться документально
Дошкольная образовательная организация при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, о детях,
проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному
воспитанию, незамедлительно направляют информацию специалистам в сфере опеки и попечительства и районную
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического проживания ребенка, в отдел
внутренних дел района по месту нахождения образовательного учреждения, учредителю (управление образования)
Коррекционноразвивающая работа
организуется:
1. По
обоснованному
запросу педагогов
и родителей
(законных
представителей)
2. На основании
результатов —
психологической
диагностики
3. На основании
рекомендаций
ППК
Содержание
коррекционноразвивающей работы
для каждого
обучающегося
определяется с учётом
его особых
образовательных
потребностей на
основе рекомендаций
ППК ДОО
Диагностическая работа
своевременное выявление детей,
нуждающихся в психолого-педагогическом
сопровождении
изучение социальной ситуации развития
и условий семейного воспитания
ребёнка
ранняя (с первых дней пребывания
обучающегося в ДОО) диагностика
отклонений в развитии и анализ причин
трудностей социальной адаптации
изучение направленности детской
одаренности, изучение, констатацию в
развитии ребёнка его интересов и
склонностей,
одаренности
комплексный сбор сведений об
обучающемся на основании диагностической
информации от специалистов разного
профиля
изучение развития эмоционально-волевой
сферы и личностных особенностей
обучающихся
выявление детей-мигрантов, имеющих трудности в
обучении и социально- психологической адаптации,
дифференциальная диагностика и оценка
этнокультурной природы имеющихся трудностей
изучение индивидуальных образовательных
и социально-коммуникативных
потребностей обучающихся
выявление и изучение неблагоприятных факторов
социальной среды и рисков образовательной
среды
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем
и динамикой
развития обучающегося, а также за созданием необходимых
условий, соответствующих особым (индивидуальным)
образовательным потребностям обучающегося
В содержание КРР включено
- создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание
детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким
уровнем умственного развития или иной направленностью
одаренности.
⃰-формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе
обеспечивающей включение детей иностранных граждан в Российское
образовательное пространство с сохранением культуры идентичности,
связанной со страной происхождения
Реализация КРР для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, согласно
нозологическим группам, осуществляется в соответствии с ФАОП ДО
лью Федеральной программы является разностороннее развитие