Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
ПРОГРАММА ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ.
Подготовили: Шаврина Е.И.
Соколова М.О.
гп. Будогощь
2020г.
ПРОГРАММА ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ.
Актуальность: В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь
на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это не только
практическая творческая деятельность, но и развитие умственных
способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой,
игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной
личности с высокой степенью свободы мышления, развитие
самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.
ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной
педагогической технологией, так как стимулирует познавательную
деятельность дошкольников.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее
предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить
процесс обучения дошкольников.
Цель программы: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста
способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность
творческой самореализации посредством овладения LEGO конструированием.
Задачи:
Обучающие:
содействовать формированию знаний о счѐте, форме, пропорции,
симметрии,
понятии части и целого;
создать
условия для овладения основами конструирования;
способствовать формированию знания и умения ориентироваться в
технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
создать условия для развития внимания, памяти, образного и
пространственного
мышления;
способствовать
развитию творческой активности ребѐнка;
способствовать развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи.
Воспитательные:
содействовать формированию умения составлять план действий и применять
его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку
проделанной
работы;
содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности
(терпение, воля, самоконтроль);
создать условия для развития навыков межличностного общения и
коллективного творчества.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти
заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и
совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную
возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции,
проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства.
Принципы:
- от простого к сложному;
- учет возрастных особенностей детей;
- учѐт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных
и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов
и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих
способностей детей;
- комплексности решения задач;
- решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой,
познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности;
- реализация прав ребѐнка на получение помощи и поддержки, гарантии
положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
- Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что
нужно построить (например, изображение или схема).- Конструирование по
модели
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только
условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для
собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без какихлибо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит
его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип
конструирования лучше остальных развивает творческие способности. При
организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и
обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных,
практических и игровых задач.
Методы и приемы, используемые с детьми:
- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
- работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной
педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и
навыки;
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний
и осуществления собственных незабываемых открытий;
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все
вместе.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и
обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных,
практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки,
скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой
работе.
Организуя занятия лего-конструированием, придерживаюсь следующего
алгоритма выполнения:
1. Приветствие. Создание проблемной ситуации - вхождение в
игровую (сюжетную) ситуацию.
2. Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта
для конструирования.
3. Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций,
видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки
конструкции.
4. Изучение при необходимости схем и чертежей.
5. В соответствии с замыслом и темой выполнение поделки из деталей.
6. Анализ и оценка.
7. Обыгрывание – использование построек для организации игр в
совместной и самостоятельной деятельности
Ожидаемые результаты:
В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать:
основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность
соединения, виды соединения деталей механизма); виды конструкций:
плоские, объѐмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
-осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и
цвету); -конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления
конструкции;
-конструировать по образцу;
-с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую
практическую работу, осуществлять контроль качества результатов
собственной практической деятельности; самостоятельно определять
количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий
замысел.
Литература:
1. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для
педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у
детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2003.
3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора
LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированию
и робототехнике у детей 5 - 7 лет по методике Т.В. Фѐдоровой
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из
того, насколько ребѐнок успешно освоил тот практический материал, который
должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика
уровня развития конструктивных способностей (первый этап – в октябре,
второй этап – в мае).
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию
у детей 5 - 6 лет.
Уровень
Умение правильно
Умение правильно
развития конструировать поделку по по
конструировать поделку по
ребенка
образцу, схеме
замыслу
Высокий Ребенок самостоятельно
Ребенок самостоятельно
делает постройку, используя
разрабатывает замысел в разных
образец, схему, действует
его звеньях (название предмета,
самостоятельно и практически его назначение, особенности
без ошибок в размещении
строения). Самостоятельно
элементов конструкции
работает над постройкой.
относительно друг друга
Средний Ребенок делает
Тему постройки ребенок
незначительные ошибки при
определяет заранее.
работе по образцу, схеме,
Конструкцию, способ ее
правильно выбирает детали,
построения находит путем
но требуется помощь при
практических проб, требуется
определении их в
помощь взрослого.
пространственном
расположении.
Низкий
Ребенок не умеет правильно
Замысел у ребенка неустойчивый,
«читать» схему, ошибается в
тема меняется в процессе
выборе деталей и их
практических действий с
расположении относительно
деталями. Создаваемые
друг друга.
конструкции нечетки по
содержанию. Объяснить их смысл
и способ построения ребенок не
может.
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию
у детей 6 - 7 лет.
Уровень
Умение правильно
развития конструировать поделку по по
ребенка
образцу, схеме
Высокий Ребенок самостоятельно
делает постройку,
воспроизводит конструкцию
правильно по образцу, схеме,
не требуется помощь
взрослого.
Средний
Низкий
Ребенок допускает
незначительные ошибки в
конструировании по образцу,
схеме, но самостоятельно
"путем проб и ошибок»
исправляет их.
Допускает ошибки в выборе и
расположении деталей в
постройке, готовая постройка
не имеет четких контуров.
Требуется постоянная помощь
взрослого
Умение правильно
конструировать поделку по
замыслу
Ребенок самостоятельно создает
развернутые замыслы
конструкции, может рассказать о
своем замысле, описать
ожидаемый результат, назвать
некоторые из возможных
способов конструирования.
Способы конструктивного
решения находит в результате
практических поисков. Может
создать условную символическую
конструкцию, но затрудняется в
объяснении ее особенностей.
Неустойчивость замысла –
ребенок начинает создавать один
объект, а получается совсем иной
и довольствуется этим. Нечеткость
представлений о
последовательности действий и
неумение их планировать.
Объяснить способ построения
ребенок не может.
ФИ ребёнка
(дети 6-7 лет)
Умение правильно
конструировать поделку
по по образцу, схеме
Начало
Конец
года
года
Умение правильно
конструировать поделку
по замыслу
Начало года Конец
года
Умение правильно
конструировать поделку
по по образцу, схеме
Начало
Конец
года
года
Умение правильно
конструировать поделку
по замыслу
Начало года Конец
года
1.
2.
3.
4.
5.
6.
ФИ ребёнка
(дети 5-6 лет)
1.
2.
3.
4.
5.
План по программе внедрения ЛЕГО-конструирования в логопедической
группе.
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Тематика и задачи
«Какие есть детали в ЛЕГО?» - Познакомить детей с основными
элементами конструктора ЛЕГО.
«Грибок» - Учить детей собирать объѐмную фигуру по простой
схеме.
«Во саду ли в огороде» - Продолжать учить детей конструировать
по не сложным схемам, создавать коллективную сюжетную
постройку.
«Мой любимый детский сад» - фантазийное конструирование по
заданной теме. (Для детей, затрудняющихся в фантазийном
конструировании, используем схемы.)
«Сердце» - Разучить стихотворение о здоровье, стимулировать
речевую активность и развивать мелкую моторику. Продолжать
развивать умение детей конструировать, опираясь на схему.
«Моя комната» - Продолжать развивать навыки сюжетного
конструирования. Используем схемы: «Диван»; «Кровать»;
«Кресло»; «Стул»; «Стол»
«Профессии» - Учить детей конструировать фигурки людей из
ЛЕГО, опираясь на схему и вносить собственные детали и
изменения (Добавить предмет одежды или аксессуар, изменить
цвет элементов )
«Магазин
электроприборов»
Продолжать
развивать
фантазийное конструирование. Учить детей придумывать
собственные постройки, опираясь на уже знакомую схему «дом».
«Флаги стран» - Знакомить детей с разными народами и странами.
Разучивание короткого стихотворения. Учить составлять сочетания
цветов, опираясь на изображения флагов.
«Человек часть природы» - Учить детей конструировать
представителей животного мира, используя схемы: «Осьминог»;
«Жираф»; «Улитка»; «Лягушка»; «Конь» (по выбору ребѐнка) и т.д.
Сюжетное конструирование «Моя семья» - продолжать учить
детей создавать собственные образы из ЛЕГО, опираясь на уже
знакомые схемы «Мальчик» и «Девочка»
«Подарок маме» - Разучивание не большого стихотворения для
мамы. Продолжать учить фантазировать на основе знакомых схем
«Цветы»
«Дни до праздника считаем» - Учить детей мастерить по схемам
цифры от 0 до 9. Разучить считалочку.
«Зимние забавы» - Продолжать учить составлять коллективные
постройки. Развивать умение детей обыгрывать созданные
сооружения и развивать сюжетно-ролевую игру.
«Новогодняя ѐлочка» - Продолжать учить детей привносить свои
элементы в знакомую схему. Разучивание стихотворения о
новогодней ѐлочке.
«Посуда» - Учить детей создавать плоскостное изображение на
ЛЕГО планшете, опираясь на схему. «Чайник»; «Самовар»
«Продукты питания» - Закреплять конструирование по схемам
«Фрукты»; «Ягоды» познакомить с новой схемой «Арбуз»
«Домашние любимцы» - Познакомить детей со схемами «Котик»
«Пѐс». Учить детей создавать собственную постройку, опираясь на
схему-шаблон и вносить свои изменения.
«Кто в лесу живѐт?» - Учить создавать коллективную постройку,
опираясь на знакомые темы. Продолжать развивать навыки
обыгрывания созданных элементов сюжета.
Февраль
Март
Апрель
Май
«Лев и черепаха» - Учить детей конструировать животных жарких
стран опираясь на схему. Активизировать слуховое внимание
посредством прослушивания аудиосказки «Львѐнок и черепаха»
«На дороге» - Продолжать развивать навыки сюжетного
конструирования. Учить создавать картины из ЛЕГО на плоскости.
«Скорая помощь»; «Кораблик в море»; «Самолѐт летит»
«Танк» - Учить детей создавать постройки по выбору
(объѐмные/плоскостные), опираясь на схему.
«Домики для звуков» - Учить детей называть слова на заданный
звук. Развивать умение конструировать буквы из конструктора
ЛЕГО по схеме (ребѐнок сам выбирает букву, строит еѐ и называет
слова на звук, живущий в этой букве)
«8 марта» - Закреплять навык построения цифры 8 по схеме.
Продолжать учить вносить в постройку свои элементы (украсить
цифру).
«Насекомые проснулись» - Продолжать учить составлять
совместные композиции и обыгрывать их.
«Первоцветы» - Закреплять умение конструирования цветов по
уже знакомым темам.
«Птицы в нашем дворе» - Познакомить со схемами
конструирования птиц «петушок»; «гусь»; «цыплѐнок»
«Водное царство» - закреплять умение детей конструировать
морских обитателей по знакомым схемам «рыбка», «осьминог»;
«медуза»
«Домики для звуков» - Учить детей называть слова на заданный
звук. Развивать умение конструировать буквы из конструктора
ЛЕГО по схеме (ребѐнок сам выбирает букву, строит еѐ и называет
слова на звук, живущий в этой букве)
«Космос» - Учить детей конструировать по замыслу, подбирать
нужные детали и воплощать мысленные образы с помощью
конструктора ЛЕГО.
«Будогощь» - Закреплять умение создавать коллективные
постройки, опираясь на знание схем и собственный опыт.
«9 мая» - Закреплять умение конструирования цифр из ЛЕГО.
Разучить стихотворение о победе.
«Подарок детскому саду» - Закреплять умение детей
конструировать по замыслу, подбирать нужные детали и
воплощать мысленные образы с помощью конструктора ЛЕГО.
«Скоро лето» - Закреплять умение детей конструировать по
замыслу, подбирать нужные детали и воплощать мысленные
образы с помощью конструктора ЛЕГО.
«Первоклашка» - Закреплять умение конструировать людей из
ЛЕГО, привнося свои элементы